Проекты
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМАТ ПРОВЕДЕННОГО ПРОЕКТА
Цель работ - внедрить систему «Управление по целям (МВО)»[1] - технологии управления бизнесом, основанной на регулярном планировании показателей деятельности, последующем анализе и выплатам материальных вознаграждений в соответствии с полученными результатами. В соответствие с целями и задачами системы МВО внести изменения в организационно-фукнциональную структуру высшего звена и коммерческого блока.
1.1.Требования Заказчика к внедряемой системе управления:
1.1.1.Стимулирование сотрудников на достижение конечных результатов, в том числе долгосрочных: Процесс управления должен позволять обеспечить повышения вероятности достижения долгосрочных стратегических целей и задач организации за счет вовлечения сотрудников в процесс постановки целей и регулярного контроля результатов.
1.1.2.Повышение эффективности деятельности: Процесс МВО включает операции по ранжированию и анализу задач, с целью отбора наиболее эффективных. Процесс нацеливает сотрудников только на выполнение эффективных задач.
1.1.3.Упорядоченность процесса планирования и контроля: За счет четкой постановки процедур постановки и делегирования задач, происходит четкий и удобный контроль результатов их выполнения.
1.1.4.Стимулирование коллективных достижений: В систему должны быть включены Ключевые Показатели (KPI), отражающие коллективные результаты труда и связанная с ними схема премирования.
1.1.5.Поощрение за квалификационный уровень: В систему должны быть включены Ключевые Показатели (KPI), отражающие квалификационный уровень сотрудника и выполнение деловых стандартов работы и связанная с ними система оплаты труда.
1.1.6.Зависимость общего Фонда Оплаты Труда (ФОТ) от конечного финансового результата: Общий ФОТ должен варьироваться в зависимости от конечного финансового результата деятельности организации (прибыль, маржинальная рентабельность, выручка и т.д.).
1.1.7.Исключение «сверхпремирования» за общие результаты: Система должна дифференцированно поощрять за индивидуальные и за коллективные результаты (при возникновении «случайных» сделок, или результатов, для получения которых сотрудник не прикладывал усилий).
1.1.8.Стимулирование максимального количества выходов на работу: Необходимо включить в схему премирования «рабочих» должностей поощрение за выходы на работу.
1.1.9.Стимулирование нефинансовых результатов: Включить в систему поощрения планирование, контроль и схему премирования за достижение нефинансовых Ключевых Показателей (KPI) и выполнение
1.1.10.Экономия ресурсов: Временные затраты непосредственного руководителя на управление снижаются до 1 часа в неделю и 1 часа в месяц на каждого сотрудника, находящегося в подчинении. Система МВО не требует повышения количества деловых операций, документооборота, специального дорогостоящего программного обеспечения.
1.1.11.Дистанционное управление: Дать возможность управлять дистанционно, используя удобные формы планирования и контроля и расчетов, не требуя постоянного присутствия руководителя в процессе.
1.1.12.Самонастраиваемость системы планирования: За счет вовлечения всех категорий персонала в процесс МВО и повышения ответственности сотрудников за результаты своего труда инициатива постановки задач идет от коллектива. При этом роль руководителя – корректирующая.
1.2.Этапы выполнения проекта[2]:
1.2.1.1 ЭТАП: Сделать предварительный анализ системы материального стимулирования для должностей, указанных в п. 2.3.1.7. в части:
1.2.1.1.Системы стратегических целей и операционных планов;
1.2.1.2.Системы ключевых показателей эффективности;
1.2.1.3.Системы индивидуальных планов и отчетов;
1.2.1.4.Системы оплаты труда по указанным должностям и ее связи с результатами деятельности организации;
1.2.1.5.План-фактного разрыва финансовых и прочих результатов за предшествующий период по указанным должностям;
1.2.1.6.Субъективную оценку сотрудников существующей системы оплаты труда, их пожелания по повышению эффективности стимулирования.
1.2.1.7.Перечень должностей для включения в систему управления по целям (МВО) и разработки системы материального стимулирования:
1.2.1.7.1.Директор Общества
1.2.1.7.2.Финансовый директор
1.2.1.7.3.Заместитель директора по безопасности
1.2.1.7.4.Руководитель административно-хозяйственной службы
1.2.1.7.5.Директор региональной сети
1.2.1.7.6.Директор департамента логистики
1.2.1.7.7.Директор филиала
1.2.1.7.8.и т.д.
1.2.2.2 ЭТАП: Провести внутренний анализ и разработать СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ и операционные задачи и KPI компании сроком на 1-1,5 года.
1.2.2.1.Выбрать участников (экспертов) стратегической сессии;
1.2.2.2.Информировать участников проекта о методе.
1.2.2.3.Провести анализ внешней среды и определить стратегически целесообразные (потребители, продукты, территории, конкурентные преимущества)
1.2.2.4.Провести анализ внутренней среды и определить Ключевые Факторы Развития, проблемы, перспективы.
1.2.2.5.Разработать тактические и операционные задачи развития, поддержания и совершенствования процессов.
1.2.2.6.Разработать Ключевые Показатели Эффективности (KPI) процессов.
1.2.2.7.Распределить ответственность в организации за Ключевые Показатели Эффективности (KPI) процессов
1.2.3. 3 ЭТАП: Разработать систему оплаты труда для ключевых должностей, отражающую результаты работы бизнеса.
1.2.3.1.Разработать для каждой должности оптимальное соотношение Оклад: Премия
1.2.3.2.Определить удельный вес каждого показателя в общем размере премии (иными словами, размер премии за каждый показатель)
1.2.3.3.Определить методику расчета премии за каждый показатель
1.2.3.4."Утвердить с руководством компании результаты: 1. Соотношение окладной и переменной части; 2. Перечень показателей для каждой должности; 3. Удельный вес каждого показателя; 3. Методика расчета премии "
1.2.3.5.Разработать Положение по оплате труда, фиксирурующее результаты проекта
1.2.4.Провести обучение сотрудников процессу МВО: Стартегия, KPI, Участники процесса, Учет KPI, расчет премии, документооборот.
1.3.Результирующие документы:
1.3.1.Отчет по результатам предварительного анализа систему управления: 1. Общее и индивидуальное планирование, 2. Анализ должностей, 3. Анализ системы оплаты труда.
1.3.2.Протокол стратегической сессий: 1. Внешний анализ. 2.Конкурентный анализ. 4. Анализ Потребителей. 5. Внутренний анализ (SWOT).
1.3.3.Стратегический план, графические схемы стратегии.
1.3.4.Операционный план: 1. Операционные задачи. 2. Ключевые показатели результативности (KPI). 3. Матрица ответственности
1.3.5.Положение по оплате труда (регламент процесса управления по целям МВО).
Приложения по процессу МВО:
1. Модели начисления премии.
2. Матрицы учета KPI.
3. Матрицы индивидуального планирования.
[1] Система «Управление по целям (МВО)» - от анг. Management by objectives – дословно «управление по целям» - технология, основанная П. Друкером, заявившем положение о том, что результативность работника повышается, если он хорошо представляет конечные результаты (то есть, цели) бизнеса. Технология включает регулярное планировании Показателей Деятельности (KPI), последующий анализ и выплаты материальных вознаграждений работникам в соответствии с полученными результатами.
[2] При решении задач проекта используется в основном вторичная и открытая (формализованная) информация. В качестве первичных данных используются результаты интервью с представителями Клиента и лояльными дистрибуторами.
Жалобы на разобщенность планов, целей подразделений
Как вывести на рынок новые товары и услуги
Как создать новый бизнес, новое направление
Необходимо оптимизировать работу с кадрами: ротация, кадровый резерв
Необходимо оптимизировать систему управления предприятием
Необходимость выйти на новые рынки сбыта
Необходимость работы на международных рынках
Оплата труда не связана с результатами деятельности сотрудников и компании
Открываются крупные проекты, требующие большого количества людей на рабочие специальности
Открываются новые бизнесы/представительства/филиалы
Отсутствует четкая, формализованная стратегия бизнеса (предприятия, подразделения)