Секреты эффективного совещания

24.10.2011

Итак, в первую очередь давайте разберемся, чем является для вас совещание: формальностью и тратой времени, критикой и каторгой, поводом подраться и раздуть конфликт, поводом показаться и покрасоваться или местом для решения проблем, определения плана действий и т.д. Интересно, что большинство компаний последний вариант даже не имеют в виду. Есть компании, в которых абсолютно отсутствует культура организации и проведения совещаний и митингов (кстати, этот англоязычный термин уже прочно вошел в словарь бизнеса). Причем в головах большинства сотрудников совещание — нудный и никчемный процесс. На самом деле совещание — это самый главный инструмент как для большой корпорации, так и для семейной фирмы. В этой статье мы попробуем решить две задачи: как построить систему совещаний и как сделать эти совещания результативными.

1

Что значит митинг?

Когда мы говорим про создание системы митингов, подразумеваются совещания в очень широком смысле слова, которые в том или ином виде есть во всех компаниях:

• периодические глобальные совещания (ежегодные конференции, ежеквартальные митинги);

• периодические оперативные собрания, (ежемесячные заседания, еженедельные встречи, ежедневные планерки);

• периодические незапланированные телеконференции или собрания, посвященные текущему проекту или обсуждению новых возможностей;

• незапланированные сессии или созвоны, посвященные определенным проблемам или ситуациям. Митинги могут быть внутренние (совещания в рамках отдела, кросс-функциональные или корпоративные) и внешние (например, конференции с партнерами). Как правило, цель любого митинга — собрать людей, чтобы информировать их о чем-то плюс обсудить проблемные моменты, а также (!) побудить делать что-то.

Что такое результативный митинг?

Чтобы решить задачу, необходимо поставить для нее условия. Эффективность действительно качественных митингов заключается в следующих факторах:

1. Один лидер или ведущий.

2. Грамотное планирование и подготовка.

3. Заинтересованность участников и активная работа во время.

4. Зафиксированные результаты, выводы и план действий после.

5. Выполнение намеченного после митинга.

В целом организация митинга может представлять собой синоним реализации (!) мини-проекта, даже если речь идет о часовой планерке.

Какие простые инструменты необходимо создать и внедрить?

Регламент совещаний (Meeting Governance)

Годовое расписание митингов, на которое сориентированы коммуникации в организации, предполагает подготовку отчетов и презентации. В регламенте должны быть прописаны известные параметры (частота, название, местоположение, участники, обсуждаемые вопросы) и обязательно закреплена ответственность: кто составляет презентации для митинга, кто пишет протокол и т.д.

Алгоритм подготовки и проведения митинга (Meeting scheme)

Потратьте один раз время, чтобы составить алгоритм по подготовке и проведению типовых митингов, и

он будет служить шпаргалкой для контроля и учета всех необходимых шагов, в том числе в случае, если

это делегируется коллегам: что надо решить, что выбрать, вопрос для утверждения и т.д.

Приглашения в календаре почтовой системы (Meeting invitation)

Это безусловная необходимость, однако многие забывают о ней. Как результат — опоздания, забывания, плохая подготовка и другие организационные проблемы. Участники должны видеть и учитывать при планировании все совещания в своем календаре.

Повестка/Программа совещания (Meeting agenda)

Программу надо составлять всегда, хотя бы в форме краткого списка вопросов и целей совещания. Лучше сделать шаблон программы в Excel, чтобы удобнее было корректировать программу при изменениях длительности, времени или очередности выступлений.

Протокол совещания (Minutes of meeting)

Фиксировать договоренности надо всегда, даже если с первого взгляда все кажется однозначным. Шаблон протокола тоже лучше сделать в Excel: это позволит фильтровать план действий по ответственным, а также мониторить по датам.

Анкета обратной связи (Questionnaire)

При введении новых совещаний, новых форматов или участников совещаний обязательно надо составлять вопросники. Результаты удобно собирать и анализировать в электронном виде. Есть такие сайты, как monkeysurvey, где можно бесплатно и очень быстро составлять и использовать простые и понятные

анкеты. В целом использование инструментов может стать достаточным для того, чтобы проведение совещаний в компании стало эффективным и действенным процессом. Однако существуют некоторые моменты, которые могут омрачить этот процесс.

Какие существуют типовые проблемы и варианты их решения?

Ошибка/Риск/Проблема Решение/Инструмент
Что нужно сделать до?

1

Совещания проводятся нерегулярно/часто/редко
Для готовности всех участников и качественной подготовки составить: годовой регламент митингов (расписание, участники, цель)
2 Совещания проводятся незапланированно, участники недовольны отрывом от работы Для всех незапланированных:— Всегда предварительное письмо (план, основная тема, вопросы, ожидаемое решение, результат)— Краткость (max 60 мин.)— Использовать редко (только если невозможно обсудить на запланированных)
3 Проведение митингов обходится дорого, требует много временных и финансовых ресурсов Начните использовать технологии: — Дистанционные митинги, вебинары (в любом месте при наличии компьютера участники имеют возможность видеть презентационные материалы и слышать выступающего, переписываться, высказывать мнения, голосовать). Расходы на участие одного человека в таких совещаниях оцениваются около тысячи рублей.
4 Не все участники знают цель и содержание митинга, некоторые воспринимают приглашение в штыки или игнорируют

Для каждого митинга или маленького совещания подготовить:— Повестку/Agenda — хотя бы обозначить цель, обсуждаемые вопросы и примерный регламент по времени— Вариант презентации для предварительного чтения (Preread), хотя бы краткий вариант, не обязательно конечный.

5 Не все участники могут участвовать в митинге или неверно расставляют приоритеты Заранее согласовать, оповестить (подчеркивать значимость МЫ, предусмотреть участие менеджмента хотя бы на вступлении). Подготовить приглашение в календаре почтовой системы, чтобы было напоминание. Напомнить об участии коротким сообщением (если возможно — со стороны руководителя). 
6 Отсутствие интереса/дублирование информации для разных участников При составлении презентации учитывать только насущные вопросы для данной аудитории, не более. Интересоваться о необходимости пояснений. Использовать:— раздаточный материал, приложения (backups): обобщения, ссылки, таблицы, графики— схематичность, образность, keymessages (большинство людей визуалы) 
7 Недостаточная готовность докладов/материалы выступающими делаются в последний момент Постараться обозначить более ранние сроки подготовки (deadlines). Унифицированная форма и содержание презентаций для периодических митингов; в презентации использовать навигатор (краткое содержание слайдов презентации), выводы после каждой смысловой части презентации, ожидаемые решения и вопросы к обсуждению для присутствующих.
Что нужно делать во время?
1 Споры, превышение длительности обсуждений/групповых заданий Использовать:— Постоянную модерацию (визуализировать на бумаге или флипчарте, напоминать о времени, о теме) — Неформальные перерывы (пауза, шутка)
2 Дифференцирование участников, уменьшение значимости мнений, недостаток идей Высказываться всегда должен каждый участник, например, о своих результатах. По проблемам сначала высказываются участники, потом выступающий. Стараться на всех сессиях митинга использовать генерацию идей: мозговой штурм, SWOT, =/- и другие.
3 Отсутствуют действия и результаты после митинга При определении плана действий:— Оценивать риски, спрашивать у ответственного: Сможешь? Что помешает?— Вести унифицированный протокол совещания: план действий, ответственный, дата.— Использовать протокол как вступление на следующем митинге.
4 Отсутствует активность ИЛИ конструктивные вопросы Больше конкретики: алгоритм действий, цифры, четкие сроки, четкие вопросы и т.д. По частным случаям вопросы переносим (давайте обсудим после встречи).
5 Неожиданные вопросы — необдуманные ответы Честно отложить решение/делегировать, ответить позже другим. Обязательно сделать комментарии в протоколе. При горячих и личных вопросах — личное обсуждение.
6 Слабая выполняемость плана действий после митинга

Формат завершения митинга — побуждающий, не информационный! Подводим итоги в каждой сессии! Организовать присутствие руководителей/менеджмента минимум на 1 сессии митинга.

 

Что нужно сделать после?

1 Пассивность участников после митинга, принятые решения и указания не внедряются После митинга делаем мониторинг плана действий (периодический для отслеживания статуса действий или одновременный как оценки результатов). Высылаем протокол всем через1–2 дня после митинга (включая отсутствующих и руководителей участников). Можно собрать и оцифровать также полезную информацию, оставленную во время мероприятия (флипчарты, черновики участников). 
2 Проблемы в организации митинга: место, логистика, не подготовлены Составить и использовать алгоритм организации мероприятий (процессы подготовки и проведения). Просить заполнять анкету обратной связи: организация, логистика.
3 Недовольство и критика участников После митинга проводим:— Анализ программы митинга— Анализ заполненных анкет обратной связи: время, презентации, дискуссии и т.д.Индивидуальные контакты (в том числе и руководство).

Побывав на нескольких неудачных, даже конфликтных митингах, не приводящих ни к каким действиям

участников, несложно составить список основных ошибок или ключевых рисков в планировании и организации таких мероприятий. А организовав несколько удачных митингов с информирующими и мотивирующими выступлениями, конструктивными обсуждениями и действенными планами, можно разработать решения и инструменты для уменьшения рисков и предупреждения этих ошибок. Ниже приведена таблица, которая является кратким обзором основных решений, шпаргалкой для ведущих совещаний, включает некоторые известные практики и инструменты, использующиеся при проведении совещаний, презентаций, тренингов и на переговорах.

Виктория Хотян


Мнение эксперта

1

Инна Климина, директор по развитию представительства компании «МДМ-Комплект» в г. Новосибирске:

Алгоритм эффективного совещания часто заключается не столько в грамотно разработанной и продуманной стратегии, сколько в компетентности и профессионализме той команды, которая представляет вашу компанию. На своем примере могу сказать, что любые совещания мы проводим по принципу «нет неважного человека». Каждый имеет свой взгляд на ситуацию и каждый его высказывает. В конечном итоге мы принимаем совместное решение. Мнение всех сотрудников учитывается, вне зависимости от того, подчиненный это или управляющий. Существует множество инструментов и практик проведения совещаний, но если не учитывать человеческий фактор, то эффективность таких совещаний будет сведена к нулю.


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Нет системы продаж или она неэффективна

Отсутствуют нормальные плановые продажи.

Отсутствует отдел продаж.

Менеджеры по продажам не окупают затраты на их содержание.

Подробнее показать все »

Проекты

2013

тренинг "Клиентоориентированный Сервис"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 19.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »