Семь трендов на рынке российского бизнес-образования 

12.07.2015

Существует расхожее мнение, что кризис – лучшее время, чтобы пойти учиться. На практике это не совсем так – согласно отчетам GMAC, число поступающих в мировые бизнес-школы в целом снижалось, начиная с кризисного 2008 года, и лишь последние три года относительно стабилизировалось. 

бизнес-образование тренд

При этом бизнес-школы – лидеры рейтингов – проблем с набором новых студентов не испытывают до сих пор, а количество компаний, которые собираются нанимать выпускников программ МВА, согласно опросам, парадоксально растет. Масла в огонь подливают публикации о том, что бизнес-образование сегодня находится в глубоком кризисе, стремительно теряет адекватность потребностям реального бизнеса, а стандарт МВА уходит в небытие. Кому верить и что на самом деле происходит на рынке?

Российский рынок бизнес-образования исторически оторван от мирового и движется по своей особенной траектории. Например, в стране нет ни одной полноценной full-time программы МВА, а сама степень МВА не является «знаком качества» управленца, как, например, в США. Образовательная экосистема не предлагает широкого спектра продуктов в достаточном количестве – таких, например, как короткие открытые программы, а количество дипломных программ, проводимых совместно с международными школами, просто ничтожно. Такая логика развития характерна для страны с быстрорастущей экономикой, в которой локальный опыт и связи ценятся больше, чем глобальное образование. Однако сейчас страна вошла в рецессию, прежние шаблоны больше не работают, и бизнес вынужден искать новые точки роста.

Как это отразится на специфике российского бизнес-образования и какие тренды можно заметить на этом рынке сегодня?

1. Резко обостряется конкуренция бизнес-школ

Конкуренция идет за время и деньги управленцев и собственников бизнеса. Если и раньше для многих менеджеров программы в бизнес-школах конкурировали с инвестициями в бизнес, покупкой недвижимости или даже премиального автомобиля, то завтра эта тенденция только усилится. Действительно, непростая дилемма: куда потратить заработанные $100 тыс. – на обучение или на небольшую квартиру в менее рискованной точке земного шара?

С одной стороны, топ-менеджеры понимают: чтобы двигаться дальше, им требуется перезагрузка и свежий взгляд. С другой – вопрос выживания бизнеса ставит их в подвешенное состояние, при котором очень сложно принять решение о вложениях в собственное развитие на фоне риска быть уволенным или потерять бизнес завтра.

2. Существенно растет уровень требований к образовательным программам

Если раньше степень МВА или Executive MBA рассматривалась как приятный штрих в резюме, то сегодня эта формальность волнует слушателей бизнес-программ все меньше. Куда больше их интересуют практические знания, которые можно применить сразу же, выйдя из дверей бизнес-школы. Мы наблюдаем падение интереса к программам общей направленности и рост спроса на более специфические – например, по специфике ведения бизнеса в Китае, повышению операционной эффективности и построению устойчивых бизнес-моделей.

3. В периоды кризиса растет спрос на короткие образовательные программы

Продолжительностью от четырех до восьми месяцев, и даже короче. Выпадать из бизнеса на длительный срок для занятого топ-менеджера сложно и даже чревато потерей контроля над ситуацией. Бизнес-образование сегодня – это короткая, хорошо продуманная, интенсивная и глубокая встряска, которая расширяет представление о бизнесе, дает новые концепции, позволяет взглянуть на проблемы иначе и дает конкретный инструментарий для их решения. Два года стандартной МВА-программы, так называемый «американский стандарт» – слишком долгий срок, за который мир может катастрофически измениться.

4. Управленцы и собственники бизнеса устали от тренингов

Количество разных тренингов в последние годы росло в геометрической прогрессии, а по факту что-то новое на них получить сложно. Сегодня людям жизненно не хватает продуманной стратегии обучения и ментора, который проведет их сквозь персональную образовательную траекторию. Несомненно, тренинги никуда не уйдут и, возможно, даже смогут получить выгоду от кризисных ситуаций, но аудитория, которая хочет чего-то большего, постепенно приходит в бизнес-школы в поисках более комплексной и глубокой картины. Вообще вопрос о том, кто будет проводником человека в образовательной системе завтрашнего дня, пока что открыт, и у бизнес-школ есть прекрасная возможность занять эту выгодную позицию.

5. Мы видим спрос на бизнес-образование от компаний малого и среднего бизнеса

Несмотря ни на что, этот сегмент жив, развивается, но парадоксально не охвачен бизнес-образованием, в том числе в силу устойчивых стереотипов («бизнес-образование – это для корпораций»). В России очень мало качественных программ для предпринимателей, а термин «стартап» вообще стал ассоциироваться исключительно с онлайн-индустрией. При этом предпринимательская культура в России есть, как и успешные примеры выстраивания реальных бизнесов с нуля. Малому и среднему бизнесу хочется учиться на этих примерах и получать предельно практические решения для проблем, которые встают перед ними в российских условиях. Они хотят выстроить эффективную команду, построить финансовую или организационную модель бизнеса, найти модель роста, новую нишу, новых партнеров, понять роль лидера в бизнесе. Последнее, кстати, особенно важно – ведь большинство подобных компаний живет по «чуйке» собственника или генерального директора, хотя те и не до конца понимают, как могут использовать этот мощный инструмент во влиянии на компанию и сотрудников.

6. Развивается дистанционное образование и онлайн-модели

Не избежит Россия и этого глобального тренда. Именно здесь может наступить переломный момент прямой конкуренции российских бизнес-школ с мировыми – зачем идти учиться теории у малоизвестных российских профессоров, когда можно пройти курс стратегии или маркетинга от международной суперзвезды? Российские потребители уже начали входить во вкус этого нового инструмента профессионального развития, а школы пытаются подхватить тренд и все активнее встраивают онлайн-модули в свои программы.

При этом надо сказать, что существует огромная дыра на рынке с точки зрения качественного российского онлайн-контента. Менеджер, даже знающий английский язык, банально не может пройти онлайн-курс, посвященный запуску и развитию бизнеса в России или специфике управления в отечественной бизнес-культуре. При этом стоит отметить, что в настоящий момент не существует дистанционных технологий развития, так называемых soft skills, и большинство онлайн-курсов являются, по сути, лишь каналом передачи знаний, эффективность которого ставится под сомнение. Значит, школы будут пересматривать соотношение различных компонентов в своих программах и, скорее всего, будут уделять особое внимание развитию навыков, которые можно приобрести только очно и в обсуждении – лидерских, социальных, командных.

7. Слушатели программ все чаще приходят в бизнес-школы в поисках смыслов

Именно смыслов сегодня не хватает в российском обществе. Предприниматель или топ-менеджер – как правило, очень сложная личность, живущая в постоянной борьбе и поиске точек опоры. В периоды кризиса земля буквально уходит у него из-под ног, он остаются один на один с новыми вызовами и проблемами, ему не хватает тех, кто может дать совет или просто поддержать. Поэтому он приходят в бизнес-школу, чтобы найти единомышленников, получить эмоциональную и интеллектуальную поддержку, разобраться в себе, своих мотивациях и в устройстве этого мира.

В нашей бизнес-школе мы наблюдаем интересное проявление этой тенденции – многие предприниматели пытаются искать новые смыслы в совершенно далеких от бизнеса областях. Подтверждение тому – растущая популярность бега и триатлона в среде бизнесменов, у которых, казалось бы, не должно быть на это времени.

Набор дисциплин, преподаваемых в мировых и российских бизнес-школах, довольно стандартный: стратегия, лидерство, финансы, маркетинг, управление. То есть примерно такой же, как был десять и двадцать лет назад. Консервативность существующих моделей мировых университетов и бизнес-школ, равно как и ограничения рейтингов и стандартов, не позволяют им оперативно адаптировать программы под запросы рынка, и с этой точки зрения российские школы находятся в более предпочтительной ситуации. Им надо лишь понять, что хочет рынок и предложить продукт, который принесет бизнесу реальную пользу.

Андрей Шапенко

Если Вы убеждены, что для образования всегда можно найти временные и финасовые ресурсы, обратите внимание на обучающие программы "Школы Бизнеса "Люди Дела". 


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Нет системы продаж или она неэффективна

Отсутствуют нормальные плановые продажи.

Отсутствует отдел продаж.

Менеджеры по продажам не окупают затраты на их содержание.

Подробнее показать все »

Проекты

2013

тренинг "Клиентоориентированный Сервис"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 19.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за апрель 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за апрель 2024 года.

Подробнее показать все »